
Власть данных, кошельки вещей и регулирование ответственности — эксперты прощупали «пульс цифровизации»
Какое место займут банки в метавселенных? В чем сила нелогичных рекомендаций? И как не превратить цифровую трансформацию компании в горячую картошку? Об этом и не только говорили эксперты форума «Пульс цифровизации», который состоялся в Lotte Hotel Moscow 30 ноября. На мероприятии, организованном Forbes Congress, собрались руководители предприятий из разных сфер экономики, представители государственной власти, инвесторы, ведущие игроки digital-рынка.
Тренды, которые диктует цифровой мир
Тесное слияние онлайна и офлайна стало неизбежным в эпоху пандемии. К примеру, гибридный формат деловых мероприятий – уже норма. На прошедшей конференции также была организована прямая трансляция, и некоторые спикеры подключались к дискуссиям онлайн.
Среди них – Борис Добродеев, генеральный директор VK (3 декабря компания сообщила о его решении покинуть свой пост. – Прим. ред.). Эксперт отметил, что на обилие сервисов, которые выходят за рамки виртуальной жизни, наслаиваются еще два уровня эволюции интернета:
1. экосистемизация – попытка упорядочить огромное количество приложений, в котором пользователю тяжело ориентироваться;
2. метавселенные – следующий уровень погружения человека в виртуальную реальность, выход на который подстегнут ситуацией с коронавирусом.
«Мой аватар мог бы сейчас находиться в студии», – добавил Борис Добродеев, рассуждая о метавселенных.

Между тем совладелец и первый заместитель председателя правления «Совкомбанк» Сергей Хотимский убежден, что метавселенные – это гигантская возможность для банковского сектора:
«Зарождение десятков миллиардов единиц искусственного интеллекта – то, что должно произойти вместе с развитием интернета вещей и созданием метавселенных. Каждая единица ИИ для нас – это потенциальный клиент. Каждой потребуется хранить и одалживать деньги. Это новая серьезная компетенция, которая для банков приоткрывает возможность тысячекратного роста».
По мнению Сергея Хотимского, средства можно будет хранить и одалживать между разными формами искусственного интеллекта, метавселенными, вещами. У вещей появятся свои кошельки – и не через 20 лет, а гораздо раньше. Именно поэтому нужно прорабатывать эти вопросы уже сейчас, это предопределит место каждого финансового игрока в будущем.
А какие инновации в настоящее время наиболее интересны инвесторам? Те, которые обеспечивают дальнейший уход в геймификацию, нереальную жизнь, считает Александр Галицкий, основатель и управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners. Среди них:
— NFT (невзаимозаменяемые токены);
— разработки, относящиеся к edge-компьютингу (периферийным вычислениям);
— технологии «постклаудной жизни» (например, распределенные реестры, в которых данные хранить безопаснее, чем в облачных сервисах).
Кроме того, инвестор отметил перспективы open source, то есть открытой архитектуры. Все больше компаний, создающих приложения для себя, потом «выкатывают» их во внешний мир, на рынок.

Искусственный интеллект: возможности и риски
«Все происходит сейчас! — подчеркнула Ольга Ускова, основатель и президент Cognitive Technologies, генеральный директор Cognitive Pilot. — В этом году мы запустили более тысячи роботов, которые собирают урожай по всему миру. Каждая машина ежесекундно собирает и данные для обучения нейросетей».
Не вытеснят ли роботы людей с рынка труда? Эксперт озвучила свою точку зрения по этому вопросу.
Ольга рассказала о том, как проходит рабочий день комбайнера. Он встает в 5 утра, чтобы сначала подготовить машину, а затем провести в поле 12 часов. «И при этом еще надо удерживать кромку пять сантиметров. Это адский труд!» — добавила спикер.
Его значительно упрощают системы автономного управления сельхозтехникой на основе искусственного интеллекта и компьютерного зрения.
«А еще роботы чистят писсуары в общественных туалетах. Вам бы хотелось этим заниматься? О морали применения искусственного интеллекта говорят в основном белые воротнички», — отметила Ольга.
По ее мнению, роботизация дает человеку возможность переключиться на другие задачи.
Среди рисков, которые несут передовые технологии, – рост киберпреступности и неэтичное использование персональных данных, считает Борис Добродеев (VK). Именно поэтому все более важную роль играет процесс саморегулирования. К примеру, российский Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта уже принят рядом крупных организаций.
Кроме того, AI-алгоритмы должны быть прозрачными для конечного пользователя, особенно в рекомендательных системах. Необходимо, чтобы человек понимал, что и почему ему рекомендует система.
Александр Галицкий (Almaz Capital Partners) добавил, что инновации обеспечивают нам комфортную жизнь, но в то же время умный помощник в доме – присмотрщик, который знает о нас все. Обществу в регуляторике нужно сегодня догонять развитие технологий.
Беспилотные автомобили: кто в ответе?
Этические вопросы и проблемы регулирования возникают и в отношении использования беспилотного транспорта. Участникам конференции предложили представить, что на дворе 2040 год – и беспилотный автомобиль из-за плохих погодных условий врезался в припаркованную машину. Кто должен нести за это ответственность?
Мнения разделились: 39,6% проголосовавших считают, что крайний в этом случае производитель, так как выпустил недотестированный автомобиль; 35,8% перекладывают вину на разработчика ИИ – так как он допустил ошибку в алгоритме; 24,5% думают, что виноват владелец, даже если у машины нет руля.
Давид Ян, основатель и член совета директоров ABBYY, напомнил про давний психологический эксперимент. Допустим, вы управляете трамваем, у которого отказали тормоза. На пути – группа из нескольких человек. Можно свернуть на другую колею – там один человек. Как вы поступите?

Эту этическую дилемму очень сложно решить. При этом, как отметил спикер, в разных странах чаша весов склоняется в зависимости от господствующей в обществе культуры – коллективной или индивидуалистической. А как будет действовать беспилотный автомобиль в такой ситуации?
Будущее за предсказанием спроса
В центре цифровой вселенной – клиент, и в борьбе за него компаниям помогают технологии AI и big data.
«Основная задача понять путь клиента и четко предсказать, какую максимальную ценность мы можем для клиента создать», – отметил Юрий Мисник, директор по цифровым технологиямсети магазинов «Магнит».
Он привел в пример американский гипермаркет, который предсказал беременность девушки – еще до того, как она узнала, что в положении. Магазин начал высылать будущей маме купоны на памперсы и детскую одежду, проанализировав список ее покупок.
«Будущее за предсказанием спроса, а формирование спроса – это то, что у нас уже за спиной», – уверен и Влад Вольфсон, коммерческий директор компании «МегаФон».
Он также добавил, что большие данные – инструмент не только для дополнительных продаж, но и для повышения лояльности клиентов. К примеру, в ситуации, когда абонент звонит сотовому оператору или пишет чат-боту, а в компании уже знают, с каким вопросом он обращается.
Между тем исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «билайн» Евгений Черешнев подчеркнул, что данные – это власть, а с ней приходит ответственность. Если покупатель любит пепси, но у него повышен уровень глюкозы в крови (и магазин об этом знает), то следует ставить во главу угла здоровье клиента, а не выгоду магазина.
Иногда клиенту нужно рекомендовать не только то, что ему нравится, уверен эксперт: «Нелогичность – потенциал гиперперсонализации. Не все любят оливки, но чтобы это понять – их нужно попробовать».
Цифровизация компании — как трансплантация скелета
Инновационные технологии открывают множество возможностей для бизнеса. При этом любая цифровая трансформация в компании должна идти от CEO – только так она будет в фокусе команды, уверена Юлия Гадлиба, генеральный директор «Ренессанс страхование». Спикер призналась, что раньше, когда в компании была «красная» корпоративная культура, все «отбрасывали цифровые проекты, как горячую картошку», потому что не хотели нести ответственность за возможный провал. Именно поэтому важно не наказывать сотрудников, а дать им понять, что лучше совершать ошибки, чем ничего не делать.

Давид Ян (ABBYY) напомнил, что есть такое выражение в английском языке – fail fast. «Провал – часть процесса, надо научиться ‘’быстро проваливаться’’. Продуктовые ошибки – это норма», – согласился с Юлией эксперт.
Внутренняя цифровизация – это изменение ДНК компании, самое сложное, считает Кирилл Меньшов,старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелеком»: «Это как заниматься трансплантацией скелета. Но тот, кто не начнет это делать вовремя, наверное, не успеет».
Наталья ТРАВОВА
Фото: Pexels, Unsplash