Живопись и музыка роботов: конец искусства?
Недавно нейронная сеть доработала незаконченную Десятую симфонию Бетховена. А другую систему, также основанную на технологиях искусственного интеллекта, обучили писать тексты песен прямо во время исполнения музыки. Как думаете, вы отличите машинное творчество от произведений, созданных человеком? Некоторые компьютерные программы наверняка успешно пройдут такой своеобразный тест Тьюринга – и введут вас в заблуждение.
При этом неизбежно встает вопрос о природе искусства и творчества. Кощунство ли это – соревноваться машине с человеческим гением? Или такие эксперименты открывают новые горизонты?
Музыка искусственного интеллекта и перфоманс от роботов
Как однажды выразился знаменитый американский певец и пианист Билли Джоэл, музыка – это «взрывное выражение человечности». И хотя она, как и другие виды искусства, всегда была способом воплощения наших эмоций, мыслей и надежд, в последнее время роль творца все чаще берет на себя искусственный интеллект. А когда это началось?
Долго считалось, что первую мелодию, исполненную компьютером, записали в 1957 году в исследовательском центре Bell Laboratories в США. (Кстати, эти эксперименты наложили свой отпечаток на фильм «2001 год: Космическая одиссея», который вышел в 1968-м.)
Но оказалось, что музыкальный дебют машин случился раньше и был связан с уже упомянутым нами Аланом Тьюрингом – математиком и «отцом информатики». Наибольшую известность ученый приобрел благодаря тому, что во время Второй мировой войны взломал код «Энигмы», немецкой шифровальной машины.
С 1948-го Тьюринг состоял в группе разработчиков компьютера в Манчестерском университете. Огромная машина была примерно 17 метров в длину, и при выполнении ряда операций от нее исходили звуки. Тьюринг задумался о том, как обернуть эту особенность на пользу – чтобы компьютер с помощью звуков выдавал системную информацию. О музыке и речи не шло. Пока в 1951 году школьный учитель Кристофер Стрейчи не прочитал справочник Тьюринга и не написал за ночь программу для манчестерского компьютера «Марк II» – для проигрывания нескольких мелодий.
Так британский гимн «Боже, храни Королеву!», детская песенка «Baa, Baa, Black Sheep» и композиция Гленна Миллера «In the Mood» были исполнены компьютером в лаборатории университета и записаны на ацетатную грампластинку, про которую потом надолго забыли. А когда нашли – выяснилось, что запись повреждена. Ее удалось восстановить в 2016 году специалистам из Новой Зеландии.
Спустя десятилетия машины «научились» устраивать настоящий перфоманс. Музыку роботов слушать стали даже на концертах. Например, «Captured! by Robots» – метал-группа механизмов, похожих на жутковатые игрушки, начала гастролировать 25 лет назад под руководством своего фронтмена Джея Вэнса. Он создал своих музыкантов в 1996 году с помощью пневматического привода и трех интегрированных компьютерных систем.
В 2001-м на музыкальной арене появился «коллектив» Juke Bots, в котором две роборуки диджеят на проигрывателях грампластинок.
Иногда механические музыканты рождались практически «из пепла»: в 2008 году Грегг Локк из Новой Зеландии превратил детали машины для сбора фруктов и старые музыкальные инструменты в группу The Trons.
А как вам эти симпатяги из рок-бэнда Compressorhead, собранного в 2013 году Фрэнком Барнсом, британским художником из Берлина? Первый альбом этих роботов – Party Machine – вышел в 2017-м.
Произведения компьютерных программ на основе искусственного интеллекта сложно сравнивать с музыкой танцующих роботов – шоу такие инструменты не устраивают, но тоже впечатляют. Оцените композицию «Daddy’s Car» в стиле «Битлз, которую в 2016 году написала AI-система Flow Machines в исследовательской лаборатории SONY CSL.
А сколько еще удивительных музыкальных произведений, созданных машинами, нам предстоит услышать?
Картины машин: как измерить ценность
Между тем искусственный интеллект рисует тоже неплохо – независимо от того, выступает в роли творца программа на компьютере или андроид. У истоков роботизированной живописи стоит AI-система AARON, разработанная художником и профессором искусств Калифорнийского университета в Сан-Диего Гарольдом Коэном. Над своей программой Коэн трудился с 1973 года – сначала он использовал язык программирования C, а в начале девяностых перешел на Lisp.
AARON создавал и абстрактные работы, и портреты воображаемых им людей. Его произведения выставлялись в крупнейших музеях по всему миру.
В своей книге «Код ААРОНА» Памела Маккордак называет Гарольда Коэна первым представителем нового поколения творцов, «метахудожником».
Кстати, в 1990-х Коэн построил серию малярных машин для вывода изображений «ААРОНА» чернилами и краской на ткань. А для более поздних работ применялся большой струйный принтер для печати на холсте.
В последние пару десятилетий выставки произведений, созданных с помощью машин, проводятся с завидной регулярностью. А можно ли измерить художественную ценность творчества роботов? Организаторы конкурса RobotArt считают, что да. Произведения оцениваются как искусствоведами, так и обычными зрителями по трем критериям: эстетическая оригинальность, техника рисования и вклад в развитие направления.
К примеру, победителем в 2018 году стал проект художника Пиндара ван Армана CloudPainter – робот, превращающий кусок холста в шедевр искусства. По сути, это оснащенная кистью роборука, которая творит так же, как художник-человек.
Ai-Da: вторжение в искусство
Робота-художника Ai-Da (Ай-Да) – названного так в честь пионера вычислительной техники Ады Лавлейс – изобрели в 2019 году. Два года над ее созданием работали программисты, робототехники, искусствоведы, психологи. Андроид и сейчас регулярно обновляется по мере совершенствования технологий искусственного интеллекта.
«Она все время становится лучше», – сказал Эйдан Меллер, автор проекта.
Автопортреты этого ультрареалистичного андроида можно было увидеть этим летом в Музее дизайна в Лондоне на выставке «Ai-Da: портрет робота».
Ai-Da начала карьеру в искусстве как абстракционист, но теперь перешла к автопортретам – в музее представили три ее крупномасштабные работы в этом жанре. Они поднимают вопрос о творческой идентичности.
«Это буквально первый в мире автопортрет без себя. У Ai-Da нет сознания, она машина», – пояснил Меллер.
Это не столько художник-робот, сколько проект, цель которого – вызвать дискуссию о стремительном вторжении AI-технологий и роботов в искусство.
«Мне нравится быть тем, кто заставляет людей задуматься», – призналась Ai-Da изданию The Guardian.
Робот также рассказала, что ей требуется от 45 минут до одного часа, чтобы написать портрет. Ее вдохновляют многие художники, но особенно Кандинский, Йоко Оно, Дорис Сальседо.
Меллер же иногда забывает, что Ай-Да никогда не была человеком: «Довольно тревожно осознавать, что вы строите отношения с машиной».
По его словам, многие чувствуют от нее угрозу, сравнимую с тревогой, которую испытывали художники 19 века в ответ на появление камеры. Некоторые полагали, что это – конец искусства. Зачем рисовать, когда можно сфотографировать? Меллер считает, что и эти удивительные творческие технологии будут использоваться художниками, а не заменять их.
Наталья ТРАВОВА