Роботы для горной отрасли окупятся в среднесрочной перспективе
Роботизация горнодобывающей отрасли может принести значительный экономический эффект, но не сиюминутно. Отдачи от инвестиций в горных роботов следует ждать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Такое мнение высказал Дмитрий Владимиров, заместитель генерального директора по работе с горнодобывающей промышленностью и органами власти ГК «Цифра», на форуме «Цифровой промышленный Урал», прошедшем на минувшей неделе в Екатеринбурге на площадке межрегиональной выставки технологий, оборудования и спецтехники для добычи и обогащения руд и минералов «Рудник».
Эксперты уверены, что в будущем отечественная отрасль горной добычи будет в значительной степени роботизирована — для этого есть и экономические предпосылки, и необходимость решения кадровой проблемы, и потребность в совершенствовании практик промышленной безопасности. Однако внедрение карьерных роботов на предприятиях России и СНГ идет значительно медленнее, чем в других регионах с развитым горным сектором. В мире, как сообщил на Форуме технический директор «Цифра Роботикс» Дмитрий Сиземов, насчитывается более 2100 горных роботов — в основном в Австралии, Южной Америке, Южной Африке и Китае. А на территории СНГ — всего пять на двух угольных разрезах. Оба проекта роботизации карьерных грузоперевозок ведутся компанией «Цифра Роботикс». Один из них — на завершающей стадии в Хакасии для СУЭК, а второй — перешел на опытную эксплуатацию в Казахстане. У «Цифра Роботикс» также есть успешный завершенный проект по роботизации бурения на проектах, реализованных в Бурятии и Перу.
Ожидается, что интерес к автономным карьерным системам в России и СНГ возрастет в ближайшее время в связи с двумя факторами. Первый — это введение мер господдержки промышленной роботизации, над которыми уже работает Правительство РФ. По данным издания «Коммерсантъ», на федеральный проект планируется до 2030 года выделить около 350 млрд руб. — это субсидии производителям роботизированных машин/систем и компаниям, внедряющим их на производстве. Второй фактор — успех первых проектов, причем с подтвержденной повторяемостью результата.
«В проекте в Хакасии мы как раз находимся на стадии подтверждения повторяемости результата. Система автономных и дистанционно управляемых грузоперевозок была там запущена на пилотном участке еще до пандемии. В 2023 году мы перевезли роботизированные машины на другой разрез, чтобы показать повторяемость результата в количестве непрерывно отработанных смен и производительности комплекса. После этого будет решаться вопрос о масштабировании проекта», — пояснил Дмитрий Сиземов.
Кроме того, при оценке будущих темпов и планировании роботизации в горнодобывающей отрасли следует учитывать влияние изменений на рынке горных машин, считает Дмитрий Сиземов.
«Пока еще в эксплуатируемых транспортных парках (в России и других странах ЕАЭС – прим.) доминирует БЕЛАЗ. Но мы видим приток китайских производителей и отход с рынка западных компаний. Ожидаемо, с одной стороны БЕЛАЗ будет постепенно терять свою долю, с другой – сам рынок будет расти, причем в ближайшие 10 лет рост составит порядка 80%. Таким образом БЕЛАЗ, который для нас удобен в оснащении его самосвалов, может нарастить свое присутствие в абсолютном количестве. Примерно такая же история есть с буровыми станками: в России нет доминирующих моделей бурстанков, они западные, и сейчас корейские и китайские производители замещают их на рынке», – отметил он в своем докладе.
Также эксперт привел прогноз консалтеров до 2034 года по рынку ЕАЭС, согласно которому в ближайшее десятилетие роботизацией будет охвачено более 7% парка самосвалов.
По данным Дмитрия Сиземова, карьерные грузоперевозки рассматриваются как наиболее перспективное направление для роботизации как в России, так и в мире, на втором месте — бурение. Есть интерес и к роботизации экскавации, но пока нигде в мире это не реализовано. Однако наработки по роботизации карьерных экскаваторов имеются и у «Цифра Роботикс», и у отраслевых вузов, в частности — над проблемой работает Уральский государственный горный университет. За счет внедрения беспилотных технологий предприятия преимущественно ожидают получить рост производительности. Но важны и другие эффекты: снижение расхода горюче-смазочных материалов, увеличение коэффициента использования и срока службы машин.
Дополнительно на роботизацию возлагают надежды в решении кадровой проблемы в горной отрасли — для сокращения потребности в людях на промышленных участках.
«Мы должны стремиться к максимальной роботизации, к безлюдным технологиям, особенно на опасном производстве, а человека поднимать наверх, в центр управления, с новыми цифровыми компетенциями», — отметил Дмитрий Владимиров.
Ожидается, что в ближайшие 10 лет роботы будут замещать более 60% труда, связанного с эксплуатацией техники, а функции диспетчера и оператора выведутся в контрольные, заявили на Форуме.
Однако вывод человека из производственных операций – это не только вопрос промышленной безопасности, поясняют эксперты, но и необходимость для поддержки роста производства в условиях демографических вызовов.
«Мы не говорим о том, что людей надо оставить без работы. Мы говорим о том, что необходимо поддержать темпы развития горной отрасли, роботизируя процессы и готовя специалистов по новым профессиям. Мы, разработчики роботизированных систем, сами эти профессии развиваем, переучиваем под них работников карьеров и ведем партнерства с вузами по разработке новых учебных программ для подготовки кадров для горных компаний», — комментирует Дмитрий Сиземов.
Также эксперт считает, что роботизация повысит привлекательность горной индустрии как места работы и обеспечит ей приток ценных специалистов.
Источник, фото: пресс-служба ГК «Цифра»
Подписывайтесь на каналы Let AI be в Telegram и «ВКонтакте» — оставайтесь в курсе главных новостей в сфере искусственного интеллекта!